-> Home
Millie & New Millenium English
Millie-Starter, Millie 2-4 класс
NME 5-9 классы
NME 10-11 классы
rus | eng

Контроль и оценивание при использовании УМК New Millennium English для 5 и 6 классов

Е. В. Носонович, к. п. н., преподаватель английского языка, соавтор УМК New Millennium English


Многочисленные положительные перемены в школьном образовании, к сожалению, мало затронули систему контроля и оценивания. Она повсеместно критикуется, предлагаются пути ее реформирования, но такие архаичные термины, как "срез знаний", "административный контроль уровня обученности", "процент успеваемости", "наполняемость оценок" и т. п., по-прежнему знакомы практически каждому учителю. Многим из них трудно совместить эти требования школьной администрации с работой по современным учебникам, которые рассматривают контроль не как средство устрашения и наказания, но как инструмент развития ученика. Одним из таких учебников является новый курс английского языка для средней школы "New Millennium English". В данной статье речь пойдет о двух первых учебниках серии, предназначенных для 5 и 6 классов средней школы. Мы постараемся ответить на наиболее распространенные вопросы относительно системы контроля и оценивания, которые возникают у учителей, впервые приступающих к работе по нашему учебнику.


Почему тесты даны прямо в учебнике?

Задавая этот вопрос, учителя обычно имеют в виду "Progress page", которая дается в конце каждого тематического раздела (юнита) и которая позволяет проверить, в какой степени усвоен пройденный материал. "Progress page" не является тестом. Эта страница предназначена для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно оценить свои успехи в изучении языка и при этом она обеспечивает возможность еще раз повторить пройденное, выявить и ликвидировать оставшиеся пробелы в знаниях. Во время выполнения заданий учащимся разрешается пользоваться словарем и грамматическим справочником, включенными в учебник, возвращаться к пройденным урокам в поисках нужного слова, для проверки правописания и т. п. Количество таких возвратов - сигнал самому ученику: материал усвоен недостаточно прочно.


Как оценивать результаты "Progress page"?

Проверка и оценивание результатов "Progress page" также осуществляется учениками. Урок спланирован так, что на выполнение заданий уходит 25-30 минут. Оставшееся время используется для того, чтобы группа вместе с учителем проверила все задания. Ученики при этом находят и исправляют ошибки либо в своей собственной работе, либо в работе другого ученика (на усмотрение учителя). Учитель лишь помогает найти правильный ответ, объясняет непонятное. Подсчет общего количества набранных баллов тоже осуществляют дети. Вмешательство учителя здесь нежелательно: важна не формальная оценка, а верное представление ученика о результатах своей работы. Кстати, оценка дается не в баллах, а в словесной форме, исключающей прямой негатив: very good, good, OK, look again. Учащиеся выставляют себе предварительную оценку за работу над юнитом в начале урока и затем, выполнив и проверив задания, имеют возможность сравнить ее с полученным результатом. Таким образом, "Progress page" закладывает в сознание ученика ряд важнейших представлений об учебном процессе, а именно:

  1. я учусь для себя, а не для учителя;
  2. меня никто не пытается подловить, уличить и наказать оценкой, мне доверяют - следовательно, нет смысла хитрить и обманывать;
  3. мне самому важно и интересно узнать, насколько хорошо я могу выполнить задание и чему я научился;
  4. важна не оценка, а знания.

Почему "Progress page" не проверяет говорение?

"Progress page" предназначена для самопроверки и построена так, чтобы учащиеся могли самостоятельно выявлять свои ошибки. На начальном этапе обучения осуществлять полноценный само- и взаимоконтроль говорения без участия учителя сложно. Для этого предназначен восьмой урок каждого юнита - "Project".


А как же тесты?

Тесты в традиционном понимании этого слова даются в Книге для учителя и предназначены для ксерокопирования. Таких тестов четыре - один на каждые три юнита. Они проверяют владение пройденной лексикой и грамматикой, а также умения аудирования, чтения, письма и говорения.


Почему время проведения теста не совпадает по времени с окончанием четверти?

Тесты проводятся после того, как пройдены очередные три юнита. Учебник построен по тематическому принципу, и на каждую тему отводится равное количество часов. Из-за этого не всегда удается совместить окончание четверти с окончанием юнита и использовать разработанные авторами итоговые тесты в качестве четвертной контрольной. Если проведение такой контрольной необходимо, учителя могут разрабатывать собственные тесты, используя предлагаемые в Книге для учителя материалы в качестве образца.


Почему в Рабочей тетради даются ключи?

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика и не является средством контроля. Понимая все сомнения, неизбежно возникающие у учителей, авторы (тоже, кстати, являющиеся школьными учителями-практиками), тем не менее, считают такой подход оправданным и возможным. Прежде всего, Рабочая тетрадь - важное средство формирования самостоятельности учащихся. Ученик сам выполняет задания, сам проверяет их, самостоятельно оценивает себя и делает выводы. Сформировать правильное отношение к этой работе можно совместными усилиями учителя и родителей. Необходимо объяснить ребенку следующее:

  1. мы доверяем тебе и знаем, что ты не будешь обманывать;
  2. Рабочая тетрадь помогает тебе учить язык, а тот, кто просто списывает ответы из ключа, никогда ничему не научится;
  3. задания в Рабочей тетради похожи на головоломки, их интересно выполнять. Сначала сделай, а потом посмотри правильный ответ.

Внушить это пятикласснику несложно, и тогда впоследствии у учителя и родителей не возникнет необходимости вырезать ключи из Рабочей тетради, что, к сожалению, не редкость. Это все равно не спасает положение, так как всегда можно купить новую Рабочую тетрадь или списать у одноклассника. Кстати, хотя рабочие тетради к другим учебникам не содержат ключей, ни для кого не секрет, что на любом книжном рынке можно купить так называемые "решебники" с ответами практически к любому курсу. Тот, кто захочет списать, всегда найдет способ это сделать. Наша задача в том, чтобы такое желание возникало как можно реже. Этого можно добиться, если учитель, похвалив ученика за хороший ответ, заметит: "Сразу видно, что дома тренировался в Рабочей тетради".

Важно также соблюдать разумный объем домашнего задания. Если под заголовком Lesson 5 в Рабочей тетради даны 4-5 упражнений, это вовсе не значит, что все они должны быть заданы на дом, в дополнение к обязательному домашнему упражнению из книги для учащегося. Наивно задавать пятикласснику шесть упражнений и рассчитывать, что он не будет списывать. А вот 1-2 упражнения, соответствующих его возможностям, он вполне может выполнить самостоятельно. Упражнения в Рабочей тетради градированы по степени сложности и дают учителю прекрасную возможность дифференцированно подходить к домашним заданиям. Кому-то достаточно одного упражнения, кому-то нужно выполнить два. Более сильный ученик может справиться со сложным заданием, которое не под силу слабому ученику. К некоторым упражнениям из Рабочей тетради можно вернуться позже, когда юнит пройден и "Progress page" позволила выявить пробелы в знаниях и определить, с каким материалом данному ученику необходимо поработать дополнительно. Уроки 7 и 8 в каждом юните ("Progress page" и "Project") не предусматривают домашнего задания. Здесь и могут пригодиться упражнения из Рабочей тетради, не выполненные ранее.

Наконец, есть и другой аспект проблемы. Учитель просто не в состоянии регулярно проверять Рабочую тетрадь. Во-первых, она все время должна находиться у ученика, ведь задание он получает на каждом уроке. Проверять задания всем вместе, в классе, тоже невозможно, если учитель следует принципу индивидуального подхода и дает ученикам разные задания с учетом их способностей. Во-вторых, это делает нагрузку учителя непосильной, ведь учебник предполагает регулярную проверку домашней работы из книги для ученика. Максимум, что может сделать учитель - раз в месяц / четверть проверить ведение Рабочей тетради, аккуратность и регулярность работы. Таким образом, предлагаемая система представляется оптимальной. Конечно, поначалу она вызывает подозрения, но авторы предлагают вам: попробуйте - это работает!


Как оценивается говорение?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо договориться о том, что мы понимаем под словом "говорение". Проблема с оценкой говорения возникает зачастую из-за ошибочного представления о том, что "говорение - это когда дети говорят". Оценивать "все, что дети говорят" действительно довольно сложно, потому что на начальном этапе обучения бoльшую часть учебного времени занимают так называемые условно-коммуникативные упражнения, направленные на регулируемую отработку языкового материала. Фактически, это хорошо замаскированный drill, но в какой бы забавной игровой форме он ни подавался, считать его собственно говорением неверно, а выставлять оценку на этапе тренировки нецелесообразно. Говорение же характеризуется рядом параметров, важнейшим из которых является наличие коммуникативной (не учебной!) цели высказывания. В реальной жизни мы говорим для того, чтобы рассказать, расспросить, убедить и т. п. Прочее второстепенно. Мы говорим не для того, чтобы продемонстрировать прекрасное произношение или безупречную грамматику, хотя это, безусловно, важно. Однако при оценивании говорения на уроке английского языка на первый план почему-то традиционно выходят именно эти второстепенные аспекты. Таким образом, оценка говорения как вида речевой деятельности фактически превращается в очередной формальный лексико-грамматический тест, а ученик, который легко и без боязни вступает в общение на иностранном языке, но допускает в речи ошибки, лишается права на хорошую оценку.

При уходе от формального оценивания правильности речи возникает другая опасность: выставление субъективной оценки на основании чисто эмоционального восприятия: "нравится - не нравится". Такой подход служит источником конфликтов между учителем и учеником, поскольку учитель не в состоянии внятно объяснить, за что снижена оценка.

Поэтому при оценивании говорения основным правилом является четкое понимание критериев оценивания и их предварительное разъяснение ученикам. Критерии могут варьироваться в зависимости от типа задания, и учитель может выбирать наиболее важные для каждого конкретного случая. Основными критериями при оценке говорения на начальном этапе являются:

  • достижение коммуникативной цели;
  • грамотность речи;
  • оригинальность содержания;
  • произношение;
  • в презентации - оценивание уверенности, беглости речи, контакта с аудиторией;
  • в диалоге или дискуссии - умение взаимодействовать с собеседником, слушать его и реагировать на его реплики;
  • при выполнении проекта - также его дизайн.

Важным условием является привлечение учеников к обсуждению оценки одноклассников. Таким образом, они приобретают навык оценивания и собственных ответов, лучше понимают требования учителя и правила выставления оценки.

Еще одна проблема оценивания заключается в устоявшемся отношении к оценке либо как к инструменту наказания, либо как к параметру отчетности перед администрацией. Между тем, оценка выставляется не для родителей или школьной администрации, а для ученика. Мотивирующая функция оценки важна на любом этапе, а при работе с 10-11-летними детьми, впервые приступающими к изучению языка, она является ведущей. Одна из главных целей первого года обучения - формирование у ученика интереса к предмету и уверенности в собственных силах. Поэтому при выставлении оценки важно всегда начинать с положительных моментов, с того, что у ученика получилось. Даже при выставлении традиционной оценки по пятибалльной шкале нужно обязательно давать устное оценочное высказывание. Для оценки некоторых проектов в учебнике предлагаются различные "номинации" (например, самый смешной / опасный / красивый монстр, самый яркий / интересный / необычный проект и т. п.).

В итоговых тестах говорение оценивается исходя из десяти баллов. Это позволяет уйти от традиционных пятерок, четверок, троек и обеспечить бoльшую объективность оценки. Задача ученика - набрать как можно больше баллов, из общего числа которых складывается потом оценка за тест в целом. Многие учителя испытывают трудности при выставлении оценки по десятибалльной шкале. Наиболее простой способ - снимать от 0,5 до 2 баллов за несоответствие каждому из заявленных критериев. Таким образом, даже допустив определенное число лексико-грамматических ошибок, ученик имеет возможность набрать достаточно баллов за говорение и получить положительную оценку за тест.


Исправлять ли ошибки в говорении?

Исправлять ли ошибки в говорении? Возвращаясь к тому, что мы понимаем под "говорением", следует сказать, что обязательному исправлению подлежат ошибки в условно-коммуникативных упражнениях, не являющихся собственно говорением. Они направлены на отработку языкового материала, и добиваться правильности употребления слов / структур или произношения необходимо. Что касается говорения, то исправлять ошибки по ходу ответа ученика нежелательно. Учителю стоит зафиксировать ошибки и затем предложить ученику самостоятельно их исправить, привлечь внимание группы к наиболее типичным ошибкам.


При написании "New Millennium English" авторы надеялись, что книга послужит учебником не только для школьников, но и для педагогов. Книга для учителя предлагает по-новому взглянуть на многие привычные аспекты обучения, в том числе оценивание. Основные принципы контроля и оценивания сводятся к следующему:

  1. Доверяйте ученикам. Вы все равно не в состоянии проконтролировать все, так переложите часть обязанностей на них, пусть они осознают степень своей ответственности за результат своего обучения.
  2. Объясняйте оценки. Если ученик не согласен с вашей оценкой, оценивание не имеет смысла.
  3. Замечайте успехи, а не недостатки. Оценивание - не цель, а средство развития ученика и создания ситуации успеха на уроке.



Вы сможете задать интересующие вас вопросы авторам УМК “Millie” и проконсультироваться с ведущими методистами здесь, а также найти дополнительную информацию здесь.

Вы сможете задать интересующие вас вопросы авторам УМК “New Millennium English” и проконсультироваться с ведущими методистами здесь, а также найти дополнительную информацию здесь.

rus | engtop
home
Copyright 2005(C) "Titul Publishers"
Millie & New Millenium EnglishMillie-Starter, Millie 2-4 классNME 5-9 классыNME 10-11 классы
[0000002245]